Информационная безопасность

      ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Информационная безопасность – это сохранение и защита информации, а также ее важнейших элементов, в том числе системы и оборудование, предназначенные для использования, сбережения и передачи этой информации. Другими словами, это набор технологий, стандартов и методов управления, которые необходимы для защиты информационной безопасности. Цель обеспечения информационной безопасности – защитить информационные данные и поддерживающую инфраструктуру от случайного или преднамеренного вмешательства, что может стать причиной потери данных или их несанкционированного изменения.
Нормативное регулирование
1. Конституция Российской Федерации Статья 23, Статья 24
2. Федеральный закон от 29.12.2020г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
3. Федеральный закон от 27.07.2006г. №149 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
4.Федеральный закон №531 о внесении изменений с статья 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях  о защите информации» и Кодексах РФ об административных правонарушениях от 31.12.2014 г.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 г. №152 » О персональных данных»
6. Указ Президента РФ от 22.05.2015 г. №260 » О некоторых вопросах информационной безопасности РФ»
7. Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. №188  » Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»
8. Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без средств автоматизации»
9. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 г.  №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
10. Правила подключения образовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки РФ
11. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. №582  «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновление информации об образовательном учреждении»
12. Постановление Правительства РФ №575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновлении информации об образовательной организации от 17.05.2017 г»
13. Приказ Рособрнадзора №785 (ред. от 02.02.2016 г.) «Об утверждении требований к структуре официального сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формах предоставления на нем информации от 29.05.2014 г.»
14. Методические рекомендации по ограничению в образовательной организации доступа обучающихся к видам информации, распространяемой по средствам сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а так же не соответствующей задачам образования.
Педагогическим работникам
Информационная безопасность — это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.
Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума.
Педагогическим работникам об информационной безопасности
Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»
Методические рекомендации 
Классификатор запрещённой информации
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников
http://www.ligainternet.ru/news/ —  мероприятия Лиги безопасного интернета.
Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
Памятка по реагированию на информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, распространяемую в сети Интернет
Что ты знаешь о защите персональных данных?
Памятка для педагогических работников по обеспечению информационной безопасности обучающихся
Презентация «Роль и место защиты прав субъектов персональных данных в обеспечении кибербезопасности»
Методические рекомендации по оценке эффективности информационной безопасности информационной продукции
Обучающимся
Информационная памятка
Памятка для обучающихся по информационной безопасности
Он-лайн урок «Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в киберпространстве»
Сетевичок.рф — твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом. А также принять участие в конкурсах и стать самым цифровым гражданином!
Родителям (законным представителям) обучающихся
Памятка для родителей по информационной безопасности детей
Памятка для родителей и детей «Безопасный Интернет» (разработано Следственныйм комитетом РФ)
Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
  • информация, запрещенная для распространения среди детей;
  • информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий;
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
  • информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
  • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  • оправдывающая противоправное поведение;
  • содержащая нецензурную брань;
  • содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
  • информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  • вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  • представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  • содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
Общие правила для родителей
  • Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку — главный метод защиты;
  • Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео;
  • Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
  • Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы);
  • Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
 
Возраст от 7 до 8 лет
  1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения;
  2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
  3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
  4. Используйте специальные детские поисковые машины;
  5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
  6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса;
  7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения;
  8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;
  9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия;
  10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями
  11. В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией;
  12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;
  13. Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;
  14. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях

Возраст детей от 9 до 12 лет

  1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;
  2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером;
  3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь;
  4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
  5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
  6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка беседовать с детьми об их друзьях в Интернете;
  7. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету;
  8. Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними;
  9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете
  10. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
  11. Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере;
  12. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях;
  13. Расскажите детям о порнографии в Интернете;
  14. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами;
  15. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз

Возраст детей от 13 до 17 лет

  1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах);
  2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате;
  3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;
  4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
  5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме;
  6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет;
  7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете;
  8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
  9. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;
  10. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от сгіама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры;
  11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;
  12. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире;
  13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям;
  14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону
Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.
© Материал из Справочной системы «Образование»
mini.1obraz.ru
Дата копирования: 16.09.2021