Школьный музей

  • 29.12.2013

 ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ имени Степанова Г.Г.

Воспитание учащихся – это сложный, многофакторный процесс, так как на личность человека оказывают влияние и семья, и школа, и различные коллективы, с которыми он связан в своей жизни, и среда товарищей, и различные средства общественно-политической идеологии. Школьный музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Школьный музей рассчитан на детей. Дети — будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма, гражданственности, духовности у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Здание музея

DSC_00084

—————————————————————————————————————————————

DSC_00085

Кубанская хата

Жилища казаков строились из местных материалов: глины, камыша, хвороста, соломы. Забивали глиной полы, которые возводились над землёй на 20 см.

В доме была обязательно русская печь в заднем углу хаты. Противоположно печи , был расположен передний (святой) угол, в котором висели иконы и стоял обеденный стол.

За боковой стеной печи устанавливался деревянный настил для ночлега. Неподалеку от него обычно стоял сундук (скрыня), где хранилась одежа семьи. Вдоль стен устанавливались неподвижные лавки. В углу, у двери, был прикреплён деревянный шкаф для посуды.

 

 

 

 

DSC_00087

Скрыня — Комо́д    (фр. commode — «удобный») — предмет мебели с выдвижными ящиками для хранения одежды. В России назывался скрыня или шаф. Своим происхождением он обязан сундуку и секретеру. Именно по сравнению с сундуком комод воспринимался как более практичный, «удобный». Комоды вошли в обиход в начале XVIII века. Уже в советское время постепенно был вытеснен шифоньером, который кроме выдвижных ящиков, имеет также отделение с вешалками для верхнего платья, и в своём универсальном назначении оказался более удобным, а также более приемлемым ввиду появления норм ограничения жилплощади.

—————————————————————————————————————————————

Прялка — бытовая принадлежность каждой хозяйки

DSC_00089

Самопрялка

Предполагается, что появилось в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленной на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на Прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом. Когда к прялке добавили рогульку в XV век прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью. В XVI век появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине. Около 1490 г. Леонардо да Винчи изобрел многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом.

—————————————————————————————————————————————

Ткацкий станок

DSC_00090

Ткацкий станок — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

История

Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. В остальном, в наши дни, ткацкий станок, это сложное, высокотехнологичное и высокопроизводительное электронное оборудование.

—————————————————————————————————————————————

DSC_00091

Кубанская хата

Люлька с младенцем подвешивалась к потолку.

————————————————————————————————

DSC_00092

В старину семьи у казаков были большие и жили все вместе в одном доме, спали покатом. Матрацы набивали соломой или сеном, укрывались попоной или рядном. За стол рассаживались в определенном порядке: на почётном месте садился глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Печи в то время топились (кизяком). Жилищные условия в зимнее время были тяжёлыми: глиняные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость зимой содержать в жилище домашних животных. Особо хочется сказать о вышивке. Женщины казачки увлекались вязанием и вышивкой, которой украшали одежду, занавески на окнах, полотенца и др.

Кизяк — высушенный или переработанный навоз — используется в качестве топлива (например, для сжигания в печи для обогрева или приготовления пищи). Например, по свидетельству этнографа и географа М. Песселя, в Гималаях в домашних печах «обычное топливо — ячий кизяк, причём, сгорая, он даёт удивительно приятный дым, отдалённо напоминающий ладан».

График работы школьного музея

Приказ о назначении руководителя школьного музея

Положение о школьном музее

Сертификат о регистрации школьного музея