Цели деятельности МБОУ СОШ №10 по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
Целью деятельности МБОУ СОШ №10 по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан является формирование инклюзивной образовательной среды и базируется на следующих принципах:
Принцип включения ребенка иностранных граждан в общий поток с помощью специальных педагогических приемов, учитывающих его особые образовательные потребности.
Принцип права на отличия (предполагает принятие культурной «инаковости» детей иностранных граждан и поддержку ее проявления в образовательной среде).
Принцип трансляции культуры через коммуникацию ( эффективная культурная адаптация осуществляется исключительно через непосредственное общение с носителями культуры).
Принцип интеграции через сотрудничество (включение в коллективную деятельность с общими целями и задачами).
Принцип билингвизма (родной язык является не преградой, а ресурсом, как для освоения русского языка, так и для психологического благополучия ребенка иностранных граждан).
Принцип ресурсности культурных различий (национально-культурная специфика ребенка иностранных граждан является не барьером, а ресурсом его включения в образовательную среду).
Принцип активного партнерства с родителями и другими родственниками ребенка иностранных граждан в области его языковой и социокультурной адаптации.
Принцип недопустимости любой формы дискриминации ребенка иностранных граждан в образовательной среде.
Принцип равенства языков и культур (утверждает недопустимость выстраивания иерархии языков и культур).
Принцип системности в организации работы образовательного учреждения по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан ( отдельные мероприятия, в том числе культурно-просветительского характера, не позволяют достичь устойчивого результата).
Направления деятельности МБОУ МБОУ СОШ №10 по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
- Работа с педагогическим коллективом.
- Индивидуальное сопровождение детей иностранных граждан.
- Работа с ученическим сообществом образовательной организации; работа с родительским сообществом.
Организационно-методическая деятельность администрации МБОУ СОШ №10 по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
Обеспечение информационно-методического сопровождения педагогов, работающих с детьми иностранных граждан
- Создание условий для профессионального развития учителей по проблемам формирования и развития языковой, речевой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности, по вопросам преподавания фонетики, лексики, грамматики в условиях полиэтнического класса через семинары-практикумы, групповые консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации, участие в вебинарах.
- Осуществление консультирования педагогов-предметников по вопросу сопровождения и обучения детей иностранных граждан, применения диагностического инструментария для определения уровня владения русским языком детей указанной категории, реализации программ дополнительных занятий по обучению русскому языку через индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы.
- Расширение информационно-методического ресурса для учителей, обучающих детей иностранных граждан и детей-инофонов русскому языку, через обновление содержания методических материалов, актуальных публикаций.
Расширение форм работы МБОУ СОШ №10
по адаптации детей иностранных граждан:
- Организация групповых занятий по изучению русского языка как неродного.
- Ведение дневников наблюдения, в которых отражаются индивидуальные маршруты работы с обучающимся, мониторинг эффективности данной работы.
- Разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на формирование социального опыта обучающихся, принятие норм образовательной среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающимся в микро- и макросреде.
- Организация мероприятий для родителей (законных представителей).
- Проведение систематических мероприятий для обучающихся, направленных на социальную адаптацию ( акции, конкурсы рисунков, фестивали, уроки толерантности), участниками которых являются обучающиеся общеобразовательных организаций, в том числе дети иностранных граждан.
Индивидуализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями детей иностранных граждан
Работа психолого-педагогического консилиума:
- Оценка необходимости индивидуального сопровождения обучающихся — детей иностранных граждан и его формата.
- Организация психолого-педагогического консилиума (далее консилиум), одна из задач которого состоит в выявлении трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений по организации психолого-педагогического сопровождения (Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. № Р-93).
- Включение в состав консилиума учителя, осуществляющего диагностику уровня владения русским языком детей иностранных граждан, который в дальнейшем будет осуществлять работу по языковой адаптации обучающегося, а также учителей-предметников, определяющих уровень готовности к обучению ребенка иностранных граждан в конкретном классе.
- Анализ особых образовательных потребностей детей иностранных граждан, выявление детей, нуждающихся в адресной поддержке, и выработка общей стратегии индивидуального сопровождения каждого такого обучающегося.
- Разработка и реализация индивидуального плана, для каждого обучающегося.
- Осуществление психолога-педагогического сопровождения, организация наблюдения за эмоциональным состоянием личности ребенка, его адаптацией и развитием социальных навыков ребенка.
- Организация анализа текущей работы и внесения необходимых корректировок в индивидуальный план.
- Ежегодный анализ проделанной работы и оценка ее эффективности.
Организация психолого-педагогической поддержки в освоении основной образовательной программы. Индивидуальный учебный план
- 1. Обеспечение освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей детей иностранных граждан. Построение индивидуального учебного плана (далее — ИУП).
- Включение в ИУП дополнительных занятий по русскому языку, индивидуализированных заданий по основным предметам, проектной деятельности, коррекционно-развивающих занятий и др.
- Организация разноуровневого обучения детей иностранных граждан, применение технологии наставничества.
Работа с педагогическим коллективом. Межкультурная компетентность педагога как ключевое условие успешности работы с детьми иностранных граждан
- Повышение квалификации педагогов по методике преподавания русского языка как иностранного, по принципам и технологиям инклюзивного образования и др.
- Профилактика психоэмоционального и профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми иностранных граждан.
- Повышение межкультурной компетентности педагогов образовательной организации.
Содержание и организация деятельности педагогов по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
Задачи педагогов
- Оценка особых образовательных потребностей.
- Реализация мер по индивидуальной поддержке.
- Психолого-педагогическая поддержка в освоении русского языка.
- Дополнительная языковая подготовка детей иностранных граждан в области русского языка по методике «русский как иностранный».
- Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия.
- Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения социальных навыков.
- Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения культурных правил и норм, необходимых для успешного включения в образовательное пространство общеобразовательной организации.
- Работа с ученическим сообществом общеобразовательной организации по формированию инклюзивной по отношению к детям иностранных граждан среды, недопущению дискриминации со стороны всех участников образовательных отношений.
- Работа с родителями.
- Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.